kollektory/1.jpg
Коллекторы. Их пристальное «внимание» превращает жизнь должника в сущий ад. В арсенале этих людей психологические методы давления на человека, которыми они мастерски умеют пользоваться. Вы смотрели российский фильм «Коллектор»? Вы думаете: сценарист картины слишком утрировал процесс «выбивания» денег из должника? Да, возможно. Но все же не очень. Часто звучащая там фраза - «загнали в угол» - более чем выражает то, как себя чувствует заемщик, за которого основательно взялись коллекторы.
Когда банки передают долги коллекторам?
Банки могут передать или продать долги коллекторам:
  • при передаче долг остается на балансе банка.
    Тогда коллекторское агентство получает при возврате денежных средств комиссию;
  • при продаже долг переводится на баланс агентства.
Следует отметить, что банки не во всех случаях с просроченной оплатой кредита обращаются к представителям коллекторского бизнеса. Вопросы с короткими долгами они, как правило, решают через свою службу безопасности. Банки передают долги коллекторам, когда возникают более сложные ситуации – просрочка составляет свыше 2-3 месяцев, и свои механизмы воздействия не возымели результата.
К коллекторам чаще отдают в работу долги, образовавшиеся из-за невыплаты в срок беззалоговых кредитов. А вот задолженность ипотечников и по автокредитам банки предпочитают возвращать сами, поскольку есть возможность вернуть деньги через реализацию заложенного имущества.
kollektory/2.jpg
Долгое время коллекторские агентства действовали «вне закона» - в правовом поле России не было ни одного документа, регламентирующего их деятельность. Поэтому обращения в правоохранительные органы должников, страдающих от произвола коллекторов, как правило, оставались без рассмотрения.
На пути к своей цели – возвращению долга – были все методы хороши: телефонный «прессинг» в любое время дня и ночи, угрозы должнику и его близким, использование при разговоре нецензурной лексики, доходило до откровенного беспредела и уголовщины. Мы все помним нашумевшую историю, когда в окно должника коллекторы запустили коктейль Молотова: в комнате с дедушкой-заемщиком спал двухлетний внук. Тогда кадры испуганного ребенка, получившего значительные ожоги, лежащего на больничной койке, облетели весь Интернет, показывались во всех новостных программах. Общественность была потрясена. Случаи с обстрелом окон из пневматического оружия, инсценирование похищения ребенка, избиение – не весь перечень того, как извращались коллекторы над «своими» должниками. По сравнению с такими методами порча замков, надписи на стенах в подъезде, которые тоже имели место быть, выглядят уже легкой шалостью. При этом коллекторов не волновал ни пол, ни возраст, ни состояние здоровья должников. В "круговорот коллекторских разборок" могли попасть и посторонние люди, например соседи. Сотрудниками коллекторских агентств нередко являлись люди с криминальным прошлым.
kollektory/3.jpg
Вопиющие случаи с «наездами» на должников коллекторами во многом предопределили разработку и принятие закона, регламентирующего деятельность такого рода организаций. В июле 2016 года вступил в силу федеральный закон № 230 «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности» и «О внесении изменений в федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», отдельные статьи – с 1 января 2017 года. В документах четко прописано, что имеют право делать коллекторы, а что нет, какие организации и лица могут заниматься посреднической деятельностью по возврату задолженности.
В частности, по завершении процедуры:
  • созваниваться с должником, но не более 1-го раза в сутки, 2-х раз в неделю;
  • лично встречаться – только 1 раз в неделю
  • отправлять сообщения по телефону и другим современным видам связи – дважды в сутки, до 4-х раз в неделю
  • собирать или посылать запросы о должнике в организации и на предприятия
  • подавать в суд на должника и др.
Что запрещено коллекторам:
  • действовать анонимно. Перед началом общения с заемщиком они обязаны представляться, показывать документы и письменное разрешение на переговоры, сообщать по требованию должника адрес фирмы. Не разрешается скрывать номер телефона или почтового адреса при отправлении сообщений, звонить с номеров, которые не зарегистрированы на кредиторе или коллекторе;
  • беспокоить должника ночью - после 22:00 в будние дни, в выходные и праздничные – после 20:00
  • беспокоить должника ночью - после 22:00 в будние дни, в выходные и праздничные – после 20:00
  • публиковать данные о должнике в Интернете, направлять по месту работы, размещать в подъездах домов, других зданиях и сооружениях
  • взаимодействовать с недееспособными и несовершеннолетними лицами, инвалидами и людьми, находящимися на лечении в медицинских учреждениях;
  • не разрешается в целях возврата долга использовать международную связь, передавать из-за границы телеграфные, текстовые и голосовые сообщения;
  • угрожать жизни и здоровью должника и его близких, применять физическую силу
  • проникать в частную собственность должника, изымать или уничтожать имущество заемщика, просрочившего платежи по кредиту
В законе также предусмотрен запрет на занятие коллекторской деятельностью людям, у которых есть неснятая или непогашенная судимость. Нельзя привлекать в качестве коллекторов и тех, кто находится за пределами РФ. Организации и лица, занимающиеся коллекторской деятельностью, обязаны зарегистрироваться в государственном реестре, причем этот бизнес должен быть для них основным.
Особо стоит подчеркнуть, что передача или продажа банком долгов коллекторам теперь может осуществляться только с согласия заемщика. Гражданин вправе и отказаться от взаимодействия с третьими лицами, осуществляющими деятельность по возврату просроченных платежей. Отозвать согласие можно, направив соответствующее заявление кредитору или коллекторскому агентству через нотариуса либо по почте заказным письмом. Однако не все и сразу – отказаться от колллекторов должник может только по истечении 4-х месяцев с даты возникновения просрочки по платежам.
kollektory/4.jpg
Как видно, в законодательстве теперь и вправду предусмотрены меры защиты гражданина от прессинга коллекторов. Однако должники, сталкивающиеся с методами работы представителей коллекторских агентств, и сегодня все так же чувствуют себя беззащитными перед их натиском.
«Почти каждый клиент, обращающийся в нашу компанию, не понаслышке знаком с представителями коллекторского бизнеса. И мы сейчас не о случаях годовой давности. Непрекращающиеся звонки, смс, общение тет-а-тет – все это реалии людей, чьи долги переданы банками коллекторам. Психологические приемы давления на должника отравляют его повседневную жизнь, заставляя забыть о спокойном сне. Ведь чаще всего граждане не знают, как противостоять таким инструментам – ни юридически, ни психологически. Например, среди наших клиентов была мать-одиночка, работающая воспитателем в детском саду. Женщина интеллигентная и деликатная, на которую в силу жизненных обстоятельств навалилась масса проблем, а тут еще и натиск коллекторов, к которому она не была готова. Мы добились списания всех ее долгов, она смогла начать жизнь с чистого листа. А общение с коллекторами мы взяли на себя», - рассказал адвокат Национального центра банкротств Дмитрий Токарев.
Банкротство - самый разумный и действенный способ избавления от коллекторов. Законом не допускаются действия коллекторов по возвращению долгов со дня признания обоснованным заявления о банкротстве гражданина, с этого момента взаимодействие с ними всецело берет на себя арбитражный управляющий.
Номер телефона нашей горячей линии 8 800 500-52-71

Спасибо, что заполнили заявку!

Наш специалист свяжется с вами в течение нескольких минут. Пожалуйста, ответьте на звонок.

Звонок поступит с номера:


+7(905)-307-81-00

Пожалуйста не пропустите звонок!

Хорошего вам дня!

А пока вы ожидаете звонка, получите в подарок наше мобильное приложение